Новости ОЭЗ "Лотос"

02.06.2025

Каспийский кластер ОЭЗ: 10 лет инвестиций в будущее

1.jpg

В этом году компании АО «Особая экономическая зона «Лотос» исполнилось 10 лет. О том, каких результатов удалось достичь и каковы дальнейшие планы, рассказал генеральный директор управляющей компании Каспийского кластера ОЭЗ Александр Ким.

Рыбные корма, сухогрузы и иранские чистящие средства

- Александр Владимирович, вы недавно возглавили компанию, как, на ваш взгляд, развиваются ОЭЗ Астраханской области?

- Да, действительно, год назад я стал частью команды АО «ОЭЗ «Лотос». От этого ответственность стала еще выше. Благодаря сплоченному коллективу управляющей компании, а также поддержке правительства Астраханской области и лично губернатора Игоря Юрьевича Бабушкина мы смогли сохранить то, что было сделано предыдущим руководством и, надеюсь, приумножить. Так, в ОЭЗ «Лотос» действуют 16 резидентов, уже работают три завода, готовятся к запуску дополнительные очереди двух предприятий.  Компания «Гекса-Лотос» производит геосинтетику, востребованную на рынке России и стран СНГ. Завод «Рыбные корма» делает корма для аквакультуры по уникальной рецептуре. Продукция предприятия способна обеспечить качественной кормовой базой производителей аквакультуры от Калининграда до Владивостока. Товарами заводов интересуются и в странах СНГ. Судостроительный завод «Лотос» создает суда различной направленности, в том числе в рамках проекта импортозамещения предприятие строит отечественные сухогрузы по российскому проекту для работы в Каспийском море, суда для дноуглубления, а также малый флот. Загруженность предприятия распланирована на несколько лет вперед. В настоящее время правительство задало вектор развития этой отрасли – вместе мы развиваем международный транспортный коридор «Север – Юг».

Закладка производства

В процессе еще несколько проектов – в прошлом году губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин принял участие в закладке новых производств на территории ОЭЗ «Лотос» – комплекса по нанесению защитных покрытий и мукомольного завода. Последний уже выходит на стадию монтажа оборудования, скоро предприятие будет выпускать более 130 тыс. тонн муки разных сортов и отрубей в год. А в 2026 году готовится к запуску иранский завод моющих средств «Роза» – на предприятии начали устанавливать оборудование.

Конечно, есть и изменения в силу геополитических и экономических причин – некоторые наши партнеры взяли паузу или отложили планы строительства производств на нашей территории. Переформатирование рынка, разворот в сторону стран Африки, Ближнего и Среднего Востока и Индии, которые случились в последние годы, дает и нам возможность скорректировать план развития Каспийского кластера – подбирать резидентов согласно новым тенденциям и появляющимся логистическим цепочкам. Так, на территории ОЭЗ «Лотос» уже действуют компании с инвестициями из Ирана и Туркменистана. Положительный опыт международного сотрудничества с этими компаниями дает свои плоды – Каспийским кластером ОЭЗ интересуются и другие иностранные компании. Ведутся переговоры с инвесторами из Республики Беларусь, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов.

В 2025 году возможность размещения своего производства в ОЭЗ «Лотос» рассматривают компании с такими направлениями работы, как производство судового оборудования, легкая промышленность, газопереработка, а также пищевое производство.

DSCF1932.JPG

Производство изоспана на заводе «Гекса-Лотос»

В конце прошлого года резидентом портовой особой экономической зоны стала компания «Астра» с проектом логистического холодильного терминала на 6 тыс. кв. м. Здесь будут перерабатывать и хранить овощи, фрукты и другую сельскохозяйственную продукцию. В настоящее время идет работа по планированию территории будущего терминала.

Якорный резидент ООО «ПЛК «Каспий» продолжает строительство контейнерного терминала, а компания «АгроТерминал Каспий» реализует проект современного терминала для зерновых культур и растительного масла. Запланированная мощность – 900 тыс. тонн зерна и 300 тыс. тонн масла в год с единовременным хранением до 100 тыс. тонн зерновых.

Также в ОЭЗ «Лотос» прорабатывается вопрос строительства причальных сооружений компанией «Агро-Экспорт», которые в будущем лягут в основу реализации национального проекта «Великий Волжский путь» - некогда известного далеко за пределами нашего государства маршрута. Это поможет возобновить логистические цепочки, которые свяжут внутренними водными путями российские регионы, расположенные на Волге.

завод "Роза"

Установка оборудования на заводе ООО «Роза»

- Сколько уже инвестиций вложено резидентами обеих ОЭЗ? Есть ли динамика в этом вопросе?

- На сегодняшний момент инвестиционный портфель Каспийского кластера ОЭЗ составляет порядка 57,9 млрд рублей, из них уже осуществлено около 7,7 млрд, создано более 700 рабочих мест, а в консолидированный бюджет Астраханской области поступило более 519 млн налогов. По итогам прошлого года мы сохранили показатели по количеству действующих резидентов на уровне прежних лет.

Стоит отметить, что компании-резиденты создают на территории Каспийского кластера не просто производства, отвечающие современным технологиям, они изучают опыт мировых компаний, внедряя лучшие наработки. Предприятия создают комфортные условия для своих сотрудников – это не только достойная заработная плата, но и доставка до предприятия и обратно, а также повышение квалификации работников.

Так, АО «Рыбные Корма» стимулирует развитие сотрудников и повышает компетенции своей команды благодаря корпоративным программам – на базе предприятия проводят обучающие мероприятия. ООО «Гекса-Лотос» обучает сотрудников с нуля – компания понимает, что хороший специалист – тот, кто вырос здесь, на производстве. Помимо этого, предприятие проводит мероприятия, направленные на повышение семейных ценностей и формирование корпоративных традиций.

завод "Рыбные Корма"

Процесс упаковки продукции компании «Рыбные Корма»
- А как решается вопрос с кадровыми потребностями на предприятиях?

- Кадры – это все же основа предприятия. И чем уже специальность, тем больше труда составляет найти нужного работника. Понимая кадровые потребности наших резидентов, наша управляющая компания сотрудничает с ведущими учебными заведениями Астраханской области, чтобы в регионе росла возможность готовить высококлассных специалистов. Так, на базе Наримановского филиала Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий действует Центр развития профессиональных компетенций. В нем с недавнего времени готовят будущих специалистов для предприятий особой экономической зоны «Лотос»: судостроительного завода и ООО «Гекса-Лотос».

Что касается высших учебных заведений, то студенты Астраханского государственного университета, помимо профильного обучения в вузе, проходят и производственную практику в нашей компании – учатся взаимодействовать с представителями бизнеса. В АО «ОЭЗ «Лотос» работают специалисты со знанием английского, немецкого, японского и китайского языков, а также фарси.

Для студентов проводятся экскурсии на предприятия. Все это помогает выпускникам лучше понять специфику профессии, определиться с направлением, в котором интереснее работать, а нам – подготовить кадровую базу для наших резидентов.

Инфраструктура – ключ к поиску инвестора

Дороги

- Чтобы появлялись новые резиденты, необходимы не только идея, капитал, но и инфраструктура – газ, свет, вода, канализация, дороги. Что уже удалось построить в ОЭЗ «Лотос» и какие планы на ближайшее время?

- Вся необходимая инфраструктура для реализации проектов на территории ОЭЗ уже существует – построены и введены в строй 45 объектов: электро- и водоснабжение, водоотведение, кабельная канализация для сетей связи, автомобильные дороги. В 2025 году планируется возвести еще 4 объекта: 3 автомобильных дороги и распределительный пункт №4. Также на территории восточного участка ОЭЗ «Лотос» откроется временный автомобильный пропускной пункт. Строительство объектов осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области, выделенных управляющей компании в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2020 №1704.

На подходе запуск газораспределительной станции «Лотос», которая даст возможность строительства производств по переработке природного газа. Это стало возможным благодаря программе развития газоснабжения и газификации Астраханской области – за счет средств ПАО «Газпром» построены газопровод-отвод и газораспределительная станция производительностью 200 тыс. м3/час. Станция обеспечит потребности в газе действующих и будущих резидентов ОЭЗ «Лотос», создаст резервные мощности для перспективных проектов.  Также к сетевому топливу в будущем планируется подключить газотурбинную электростанцию установленной мощностью 70 МВт для электроснабжения предприятий резидентов ОЭЗ.

- Как инфраструктура влияет на привлечение резидентов?

- Любой бизнес легче строить там, где уже есть налаженная сеть коммуникаций. Особая экономическая зона изначально задумывалась как территория, предоставляющая выгодные и удобные условия для размещения производства. Инвестиционная привлекательность ОЭЗ определяется именно наличием подготовленных условий. Ранее наблюдались задержки со строительством объектов по объективным причинам. Это, конечно, снижало уровень доверия инвесторов, влияя и на общий показатель привлекательности площадки. Но те компании, которые поверили нам изначально, сейчас успешно реализуют свои проекты и планируют расширять производство. В том числе и за счет введенных инфраструктурных мощностей.

Ключевой логистический хаб на Каспии

Пункт пропуска

- Еще одной страницей истории компании стала созданная по поручению президента в 2020 году портовая особая экономическая зона. Как сейчас развивается данная ОЭЗ?

- Проект портовой ОЭЗ довольно молодой – мы приступили к строительству сравнительно недавно. Этому предшествовала большая работа по проектированию и согласованию документации. В рамках развития портовой ОЭЗ ведется обустройство № 8-9 причала морского порта «Оля». Инфраструктурные социальные объекты (сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, дороги и пр.) строятся за счет средств федерального бюджета – Правительством РФ выделено более 2,5 млрд рублей. 

На территории ПОЭЗ уже возведены склады для временного хранения зерна, построена дорога к причалам. Введен в эксплуатацию морской грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Строятся крановые пути, открытый и крытый склады для контейнеров и генеральных грузов, инженерные сети (электроснабжение, водоснабжение), транспортная инфраструктура и здание управления портом. Ввод в эксплуатацию объектов портовой ОЭЗ планируется в 2026 году.

ПОЭЗ

- Что даст строительство портовой ОЭЗ для региона?

- Астраханская область – уникальный регион, который благодаря своему географическому положению является форпостом транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг». В последние годы грузооборот через наши порты увеличился и продолжает расти. В том числе благодаря росту торговых отношений с дружественными странами.

Наращивание портовых мощностей, создание современной инфраструктуры усилит этот эффект, создаст дополнительные инвестисточники в экономику региона, рабочие места.

Уже сейчас резиденты ПОЭЗ готовы вложить более 30 млрд рублей в свои проекты. Объем осуществленных инвестиций на данный момент составил более 750 млн рублей, создано около 40 рабочих мест. Это важно и в контексте развития районов области – там, где появляется работа, там строится жилье, дополнительная инфраструктура.

По нашим подсчетам, потребность в кадровом ресурсе действующих предприятий резидентов ОЭЗ «Лотос», а также компаний, проектирующих заводы, к 2030 году составит порядка 1,5 тысяч человек. С развитием портовой ОЭЗ количество требующихся сотрудников составит около 2 тысяч человек.

- Каким вы видите Каспийский кластер ОЭЗ в ближайшие 10 лет?

- Создание особых экономических зон в России – очень важный инструмент в развитии экономики нашей страны. Отрадно, что несмотря на изменение геополитической ситуации, мы находим решение для дальнейшего роста. Астраханский кластер ОЭЗ имеет большой потенциал – регион находится в уникальной логистической позиции, обладает достаточной производственной и сырьевой базой, предлагает выгодные условия локализации производств. Это дает возможность строить успешные партнерские отношения с другими странами, в т.ч. и в рамках развития МТК «Север – Юг».

Так, к региону и нашим ОЭЗ выражают интерес компании из стран Каспийского бассейна, Индии, Пакистана. Среди них наши партнеры из Исламской Республики Иран – крупнейший на Ближнем Востоке Фонд «Мостазафан» и логистическая компания «Хазар Си Шиппинг Лайнз». Компании заинтересованы в развитии логистических цепочек между Россией и Ираном. При участии резидента портовой ОЭЗ и Фонда «Мостазафан» в 2023 году была создана совместная российско-иранская компания для организации автоперевозок между северными и южными портами Ирана. Ранее этот участок был логистическим пробелом внутри страны и создавал определенные трудности.

DSCF0284.JPG

Как вы знаете, недавно вступило в силу соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Исламской Республикой Иран. Оно открывает новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества и для резидентов астраханских ОЭЗ: практически все товары, произведенные в России, будут иметь уникальные условия доступа товаров на иранский рынок.

Благодаря строительству портовой особой экономической зоны мы сможем говорить и о развитии нового транспортного маршрута с судоходными линиями, выгодными тарифами, а также экономией времени с регулированием на государственном уровне. В настоящее время совместно с Торгово-промышленной палатой Астраханской области прорабатывается вопрос о создании системы единого окна для морских грузоперевозок на транскаспийском маршруте международного транспортного коридора «Север – Юг».  Предполагается, что такая система позволить оформлять все необходимые для отправления, сопровождения и получения грузов документы в одном месте, а не в разных, как это работает сейчас. Такой подход снизит цены на услуги оформления, тарифы, а также позволит осуществлять государственный контроль без лишних временных затрат.

Правительством ведется огромная работа по развитию транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг»: это и дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала, и строительство и ремонт новых железнодорожных путей, автомобильных дорог. Все это создаст уникальную среду для развития и Каспийского кластера ОЭЗ – резиденты охотнее приходят туда, где есть налаженная инфраструктура, логистические и производственные возможности.

DSC00373.JPG

- Есть ли уже какие-то новые направления для развития астраханских ОЭЗ?

- Конечно. По поручению правительства региона планируется создать промышленный судостроительный кластер на базе особой экономической зоны «Лотос». Участники этого проекта производят импортозамещающую продукцию в сфере судостроения и пользуются льготами по государственной программе развития промышленных кластеров в России. Как вы знаете, в этом году стартовал национальный проект «Производство транспорта». Он, в том числе, направлен на увеличение объёмов строительства судов и оборудования для них.

Наш якорный резидент судостроительный завод «Лотос» славится своими судами с 80-х годов. Однако еще до недавнего времени оборудование для них закупалось в том числе и за рубежом. Сейчас, в силу разных причин, используется не уступающая по качеству импортозамещающая продукция. В  промышленном судостроительном кластере такое оборудование или комплектующие к нему можно будет производить на территории ОЭЗ «Лотос». Как пример – компания «РК Инжиниринг», которая реализует проект производственного центра по нанесению покрытий, защищающих от всех видов коррозии.  Такое покрытие особенно востребовано в судостроении, нефтегазовой сфере, энергетическом машиностроении и авиастроении, т.к. помимо защитных свойств улучшает технологические возможности оборудования и деталей.

Таким образом совместными усилиями резидентов ОЭЗ мы сможем внести вклад в развитие данного проекта и создать мощную сеть производства от запчастей и оборудования до высококлассных судов. А они в свою очередь будут использоваться для внутренних водных путей, а также на транскаспийском маршруте международного транспортного коридора «Север-Юг».

Планов, на самом деле, много. Благодаря поддержке губернатора Астраханской области Игоря Юрьевича Бабушкина, а также регионального правительства мы повышаем инвестиционный потенциал области, развиваем международный транспортный коридор «Север – Юг». В ближайшее время продолжим строить инфраструктуру, разрабатывать новые решения для привлечения резидентов и создавать рабочие места, так необходимые региону.

Возврат к списку

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookies и других пользовательских данных, в соответствии с политикой конфиденциальности

Согласен